Инновационные технологии в коррекционной работе с дошкольниками

В современном мире, мире в котором информационный поток, обрушивающийся на человека настолько велик, что людям волей неволей приходится прибегать к помощи разнообразной техники. Сейчас трудно представить себе человека, не пользующегося телевизором, компьютером, электрическим чайником и холодильником, и этот список можно продолжать до бесконечности. Вся наша жизнь стала настолько зависеть от созданных нами вещей, что если бы человек вдруг лишился бы их, то долго просуществовать в этом мире он не смог бы.

Мы живем в век информации, в век, когда происходит компьютерная революция. Мы являемся свидетелями того, что компьютеры, уже занявшие прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникают в школы и дома. Много вопросов возникает и в связи с таким уже распространенным явлением, как компьютерные игры. Хотим мы того или не хотим, но они повсеместно становятся массовыми, доступными для ребенка. Компьютер как новое явление входит в мир детства. Ребенок может приобщаться к этой суперигрушке с очень раннего возраста, и от позиции взрослых, их отношения к этому явлению зависят результат и последствия воздействия этого многоликого джинна, выпущенного на свободу. [1] Среди компьютерных игровых программ выделяются две разновидности. К первой можно отнести программы развлекательного и тренингового типа, ко второй — программы так называемого обучающего и развивающего характера. Играть по программам первого типа гораздо легче, чем по программам второго, так как для их освоения не требуется особый уровень интеллектуального развития, эти программы в основном предназначены для тренировки моторных навыков и быстроты реакции. С другой стороны, программы второго типа очень привлекательны для ребенка, так как они красочны, музыкальны, включают элементы мультипликации; однако для их использования требуется умение и понимание логики компьютерных операций и их последовательности, из которой и складывается игровое действие. Компьютерная игра, если она превращается в игровую деятельность, является игрой более высокого уровня, требующей от ребенка не только сенсомоторных навыков, но и умения наблюдать и анализировать результат своего действия. В логопедической работе обучающая компьютерная игра носит вспомогательный характер. Зная, что впереди его ждет занимательное развлечение, ребенок лучше выполняет упражнения, связанные с отработкой артикуляционных навыков. Ближе к концу занятия, логопед выбирает из набора игр ту, которая доступна для ребенка на данном этапе обучения, и ребенок, переключаясь на другой вид деятельности, продолжает в игровой форме развивать речевые навыки. Я использую в своей логопедической практике компьютерные игры «Учимся говорить правильно», серию игр «Баба Яга учится читать», а также логопедическую коррекционную игру «Игры для Тигры» [2]. Поговорив о роли компьютера в обучающей деятельности, надо отметить, что сейчас уже, наверное, не осталось специалистов, которые ведут учет и документацию «вручную». Хранение документов, обмен файлами, составление отчетов, изготовление презентаций и оформление индивидуальных тетрадей – все делается с помощью компьютера. Таким образом, и специалистам и детям – всем необходимо уметь им пользоваться, соблюдая технические нормы безопасности. Задумав соединить в одном проекте материалы необходимые в педагогической работе и арсенал обучающих игр для дошкольников, а также привлечения родителей, без которых невозможна полноценная помощь ребенку, мы с группой программистов сейчас работаем над созданием ресурса, который объединит в себе эти задачи. Этот проект ставит целью дать специалистам, детям и родителям возможность полноценного взаимодействия по всем направлениям. Естественно, что такой проект будет находиться в сети Internet, где возможности для общения и решения разных задач весьма обширны. Специалисты смогут вести в своем «рабочем кабинете» документацию, перспективный и календарный планы, речевые карты на детей, а также разместить на своей странице личные данные и информацию, которой они хотят поделиться с коллегами. Родители будут иметь возможность найти специалиста, который необходим их ребенку. При этом они смогут заполнить анкету на ребенка, содержащую, по необходимости, звуковой файл, с которым он обратится за консультацией к выбранному специалисту. Одновременно ведется работа над созданием уникальных логопедических игр, которые будут размещены на этом портале специально, чтобы родители помогали в игровой форме отрабатывать детям необходимые навыки, указанные специалистом. В этом проекте решаются сразу несколько важных задач: - возможность специалистам дошкольного образования представить себя, свои учебные и творческие наработки, чтобы обмениваться и делиться с коллегами знаниями и опытом; - для молодых специалистов – возможность обращаться к более опытным коллегам за советом и помощью; - родители смогут быстро найти необходимого для их ребенка педагога, логопеда или психолога, с целью получить консультацию или договориться о дальнейшей работе; - дети освоят новые игры, которые позволят им в разнообразной и веселой форме развивать все стороны речи. В перспективе, программисты обещают помочь в разработке «логопедического конструктора», с помощью которого каждый специалист сможет составлять свое собственное пособие, создавать свои игры. Таким образом, компьютерные технологии призваны объединить всех специалистов, заинтересованных в качественной помощи детям, а также в развитии своего творческого потенциала, делая нашу работу еще более важной и интересной. Ссылки: [1] http://works.tarefer.ru/64/100438/index.html [2] http://www.logopunkt.ru/tigra.htm